История

     История открытого акционерного общества «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка» началась в 1951 году. В то время заводу № 1, расположенному в подмосковном посёлке Иваньково (в настоящее время – город Дубна) постановлением Совета Министров от 01.09.1951 было дано задание освоить новую для предприятия тематику «Б» - создание крылатых ракет.
     Через месяц, 12 октября 1951 года вышел приказ министра авиационной промышленности Михаила Хруничева № 1010, согласно которому на заводе был организован филиал ОКБ-155 Артёма Микояна. В документе говорится: «...возложить на него работы по обеспечению серийного производства, по доводкам и испытаниям, а также дальнейшей модификации беспилотного самолета «КС». Кроме этого, на филиал возлагалось решение вопросов по созданию первых отечественных образцов управляемого ракетного оружия – «самолетов-снарядов», ракет классов «воздух-поверхность», «корабль-корабль» и «поверхность-поверхность». Начальником этого конструкторского бюро, получившего название ОКБ-155-1, стал талантливый конструктор Александр Яковлевич Березняк.
     Первым проектом предприятия стала доработка и передача в серийное производство реактивного самолёта-снаряда КС, разработанного в ОКБ-155. Александр Березняк организовал четкое взаимодействие конструкторов с производством и серийно-конструкторским отделом завода, и в результате уже в 1953 году были завершены государственные испытания и принята на вооружение система «Комета» (носители Ту-4К, Ту-16 с ракетой КС).
     Не останавливаясь на достигнутом, коллектив филиала приступил к работам по дальнейшей модернизации КС. В результате кропотливого труда появились крылатые ракеты КСС, КС-7, которые принесли первую известность в авиационном мире Александру Березняку и его коллегам.
     В 1955 году вышло постановлению правительства о начале разработки принципиально новой крылатой ракеты морского базирования П-15. Этот проект был поручен непосредственно филиалу ОКБ-155. Уже через год конструкторское бюро закончило работы по технической документации и передало её в производство.
     В марте 1957 года Александр Березняк стал главным конструктором филиала. Через семь месяцев, 16 октября на Черном море состоялся первый пуск П-15 с катера 183Э. В 1960 году модель была принята на вооружение. За создание П-15 коллектив был отмечен Ленинской премией в 1961 году. А сама ракета вошла в мировую историю ракетостроения 21 октября 1967 года, когда в ходе арабо-израильского конфликта с её помощью был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет с жидкостно-реактивным двигателем.
     Одновременно с П-15, с 29 августа 1959 года по 28 октября 1959 года, на ракетных катерах проводились испытания ракеты П-15ТГ с тепловой пассивной головкой самонаведения «Кондор» — первой в СССР тепловой головкой круглосуточного действия.
     Дальнейшая модернизация комплекса П-15 позволила создать ещё несколько моделей. В 1961 году разработана ракета П-15У со складными крыльями, которая была принята на вооружение в 1965 году, а с 1972 года в вооружённые силы стали поставляться ракетные комплексы «Термит», оснащённые ракетой П-15М. Эта модель использовалась и в мобильном комплексе береговой обороны «Рубеж».
     В период с 1961 по 1962 год филиалом ОКБ-155 завершены разработки еще двух крылатых ракет класса «воздух-поверхность» - КСР-2 и КСР-11, которые получили Ленинские премии в 1963 году. На смену им в конце 60-х пришли модели КСР-5 и КСР-5П, получившие Государственную премию в 1970 и 1977 году соответственно.
     Одна из лучших разработок конструкторского бюро в начале 60-х годов - Х-22, ставшая родоначальницей целого семейства ракет для поражения морских, радиолокационно-контрастных сухопутных, радиоизлучающих и площадных целей. Эта ракета до сих пор состоит на вооружении морской и дальней авиации. А её модификации - Х-22М и Х-22МА стали лауреатами Государственных премий 1971 и 1975 года.
     В 1963 году коллектив КБ приступил к проекту создания противорадиолокационной ракеты Х-28 для самолетов фронтовой авиации. Она удостоилась Государственной премии в 1970 году, а серийно стала выпускаться с 1971 года.
     С начала образования филиала велась работа и над авиационными ракетами большой дальности класса «воздух-поверхность» - К-10, К-10С, К-10СД и К-10СДВ, а с 1956 года – Х-20, Х-20М. Модели К-10С и Х-20М были отмечены Ленинскими премиями, а К-10СД стала лауреатом Государственной премии 1970 года.
     Кроме этого, для опытной отработки различных систем крылатых ракет в ОКБ-155 и на заводе №256 были построены их пилотируемые аналоги: МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК и другие.
     Большое внимание Александр Березняк уделял испытательным службам. В 60-х годах были построены главный лабораторно-конструкторский корпус, стенды математического, полунатурного моделирования, закуплено оборудование в лабораторию гидравлических испытаний. Введены в строй антенный павильон, лаборатории статических, динамических и теплопрочностных испытаний.
     В 1966 году филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию – «Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». Новое предприятие оборонно-промышленного комплекса возглавил Александр Березняк.
     В 1968 году началась разработка сверхзвуковой противорадиолокационной противокорабельной ракеты Х-58, которая в 1978 году сменила достаточно сложную в обслуживании Х-28. Модель Х-58 и её модификации до настоящего времени состоят на вооружении ударных самолетов фронтовой авиации.
     Ещё одним проектом КБ в 60-е годы стала гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Х-45, предназначенная для уничтожения авианосцев с самолётов Т-4, Т-4М, Т-4МС. На начальном этапе под названием Х-33 она разрабатывалась в «КБ Сухого», а затем была передана «МКБ Радуга», где и получила индекс Х-45.
     В 1970 году коллектив предприятия подключился к разработке аналогов экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС) в рамках проекта «Спираль». Проект предполагал создание Воздушно - орбитальной системы (ВОС), состоящей из одноместного воздушно-космического самолета многоразового использования и самолета-разгонщика, с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Этот летательный аппарат с 1966 года проектировался в ОКБ Артёма Микояна, а в 1970 году все работы по его конструированию были переданы МКБ «Радуга». Постройкой аналогов ЭПОС занимался Дубненский машиностроительный завод «Радуга». Несмотря на достаточно успешные испытания, к 1979 году все работы по теме «Спираль» и ЭПОС были прекращены. Тем не менее, опыт этих исследований не пропал даром и широко использовался при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран».
     В 1971 году, задолго до начала аналогичных работ в США, МКБ обратилось в правительство с идеей создания дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, совершающих полет с огибанием рельефа местности на малой высоте. Но тогда эта программа не нашла должного признания. И лишь в начале 1976 года, когда такое оружие появилось в США, подобную разработку решено было начать и у нас. Конструкторы «Радуги» к середине 1982 года смогли создать оригинальную ракету Х-55 со складывающимися крылом и оперением, которая была принята на вооружение 31 декабря 1983 г. В дальнейшем появились её различные модификации - Х-55-ОК, Х-55СМ, Х-65, Х-555.
     Приказом МАП от 19 июня 1972 года на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского МКБ «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного завода «Зенит» им. А.И.Микояна было создано производственно-конструкторское объединение (ДПКО «Радуга») с условным наименованием Р-6498. Директором объединения назначен Н.П. Федоров, главным конструктором и первым заместителем директора - А.Я. Березняк.
     В 1973 году начались разработки ракетных комплексов «Овод» и «Москит». Ракета Х-59 «Овод» создавалась на базе Х-58 для поражения объектов противника, прикрытых ПВО. Государственные испытания продолжались до 1979 года, после чего Х-59 была рекомендована для принятия её на вооружение. Серийное производство организовано на Смоленском авиазаводе. В 1984 году группе разработчиков этой ракеты присуждена Государственная премия СССР. На основе Х-59 было создано несколько модификаций: Х-59М (модернизированная), Х-59МК (противокорабельная). Отличительной чертой Х-59МК является высокая точность поражения цели. К примеру, вероятность попадания в крейсер или эсминец этой ракетой составляет 0,9-0,96, а в катер - 0,7-0,93. При этом для поражения катера достаточно одной ракеты, а расчетное среднее число попаданий для уничтожения крейсера или эсминца составляет 1,8 и 1,3 соответственно. Причём отклонение ракеты составляет всего 2-3 м.
     Сверхзвуковая низковысотная противокорабельная ракета 3М-80 «Москит» пришла на смену П-15 и по своим характеристикам превосходит все существующие на сегодняшний день зарубежные аналоги. Скорость полета этой ракеты на малых высотах превышает скорость звука более чем в два раза, поэтому от неё нельзя уклониться, а сбить её практически невозможно. Только за счет своей кинетической энергии она способна переломить вражеский корабль пополам даже без боевой части. Уникальная система наведения надёжно работает на предельно малой высоте при скорости полета почти километр в секунду. В 1984 году был принят па вооружение корабельный вариант «Москита» 3М-80Е, а в 1993 – авиационный.
     В 1974 году главным конструктором ДПКО «Радуга» стал Игорь Сергеевич Селезнёв. В этом же году началась разработка ракет Х-15 сразу нескольких модификаций и универсального ракетного комплекса «Раструб». В процессе конструирования сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-15 был применён ряд новых технологий, а также создано новое уникальное оборудование. Впервые в нашей стране на ракете такого класса использовался твердотопливный двигатель. Она была принята на вооружение в 1980 году и является частью боекомплекта самолётов Су-33, Су-34, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160. Основное назначение Х-15 - поражение надводных целей классом до крейсера включительно. Модификациями её являются противорадиолокационная Х-15П и модернизированная Х-15С.
     Отличительной особенностью РК «Раструб» является его универсальность по целям - он может применяться для поражения, как подводных лодок, так и надводных кораблей. В состав комплекса входят крылатые ракеты 85РУ с самонаводящимися противолодочными торпедами УМГТ-1 в качестве боевых частей (ракетоторпеды). С целью уменьшения длины ракеты боевая часть – торпеда – размещена под корпусом ракеты. В 1984 году «Раструб» и его модификации были приняты на вооружение противолодочных надводных кораблей.
     В сентябре 1978 года «Дубненское производственно-конструкторское объединение» стало «Дубненским производственным объединением «Радуга». А 12 мая 1982 года конструкторское бюро было выделено в самостоятельную организацию – «Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга».
     Неоценимый вклад дубненских специалистов в повышение обороноспособности страны был по достоинству оценён правительством. В 1983 году предприятие было награждено орденом «Октябрьской революции».
     В середине 80-х годов многие оборонные предприятия в рамках государственной программы конверсии начали производство гражданской продукции, основу которой составляли оборонные технологии. Руководство МКБ по собственной инициативе приступило к разработке и созданию ветроэнергетических установок (ВЭУ). Использование ракетно-авиационной технологии позволило специалистам из Дубны уже в 1990 году совместно с НПО «Южное» организовать производство ВЭУ мощностью 200, 250 и 1000 кВт. В программе работ предприятия имеется широкий набор установок, которые можно разделить на три основные группы: сетевые - мощностью 250 – 1000 кВт; сетевые-локальные - от 30 до 80 кВт; автономные - от 1 до 16 кВт. Аппараты «Радуга-1» используются на Калмыцкой ВЭС, владельцем и заказчиком которой является «РАО ЕС России». Кроме этого, с целью устранения недостатков как ветроустановок, так и тепловых двигателей сотрудниками конструкторского бюро совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) предложена схема комбинированной ветрогазотурбинной установки — ВГТУ, представляющей собой их органическое, на уровне газодинамических процессов, сочетание.
     Несмотря на значительные успехи в создании гражданской продукции, все конверсионные программы являются лишь вспомогательным направлением деятельности «Радуги», призванным сберечь научно-технический потенциал и кадры предприятия, наладить финансирование для дальнейшего развития в рыночных условиях. Основная сфера интересов МКБ по-прежнему лежит в области ракетной техники, в которой дубнинцы по праву считаются одними из мировых лидеров.
     Одним из важнейших направлений работ МКБ является освоение гиперзвуковых скоростей. Ещё в 1973-78 и в 1980-1985 гг. были разработаны и испытаны несколько опытных образцов для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей.
     В начале 1990-х годов конструкторами «Радуги» была разработана крылатая ракета нового класса - гиперзвуковая Х-90. Ракета с дальностью полёта 3000 км создавалась для замены Х-55 и несёт две боеголовки с индивидуальным наведением, которые способны поразить две цели, удаленных на 100 км. Работа над боевой ракетой была приостановлена в 1992 году, однако для отработки различных решений на базе Х-90 была разработана система нового класса - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). Кроме этого, на основе заслуженной Х-22 коллектив МКБ предложил летающую лабораторию «Радуга Д2».
     В 1993 году руководителем МКБ «Радуга» стал Владимир Николаевич Трусов. Под его руководством началась активная реализация проекта «Бурлак-Диана», который был предложен конструкторским бюро для внедрения ещё в 1991 году. Создаваемый по конверсионной программе комплекс предназначался для вывода на орбиту «малых» спутников, как для оборонных целей, так и для создания систем связи, спутниковой навигации, контроля, поиска полезных ископаемых. Результатом совместной работы с рядом организаций авиапрома стал комплекс из самолёта-носителя Ту-160 и ракеты-носителя «Бурлак». В 1995 году конструкторы «Радуги» завершили эскизный проект и в том же году самолет Ту-160 с деревянным макетом «Бурлак» был представлен на Парижском авиасалоне. Комплекс вызвал огромный интерес у специалистов и публики. В настоящее время программа «Бурлак-Диана» реализуется на международном уровне. Кроме российской ассоциации «Бурлак» в ней принимает участие берлинская фирма OXB-System GmbH и германское космическое агентство DARA. Дальнейшим развитием проекта станет создание новой ракеты-носителя «Бурлак-М» с гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем.
     В 2001 году конструкторскому бюро «Радуга» исполнилось 50 лет. За эти годы предприятием разработано более 40 образцов ракетной техники различного назначения, из которых 6 отмечены Ленинской премией, 12 – Государственной. В августе Комитетом Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами ФГУП «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» награждено национальной премией «Золотая идея». А в октябре за большой вклад в разработку и создание специальной техники коллективу предприятия была объявлена благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина.
     В рамках государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса России и в соответствии с Указом Президента РФ № 591 от 9 мая 2004 года, ФГУП «ГосМКБ «Радуга» преобразовано в открытое акционерное общество и стало полноправным членом ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
 Сегодня ОАО "ГосМКБ «Радуга» является одним из лидеров мирового ракетостроения и обладает достаточным научно-техническим потенциалом для создания новейших образцов высокоточного ракетного оружия, обеспечивая при этом практически все известные виды наземной отработки опытной и серийной продукции. Кроме этого, коллектив конструкторского бюро активно занимается модернизацией и повышением боевой эффективности уже созданных образцов, расширением их возможностей и улучшением их эксплуатационно-технических характеристик.
     В рамках конверсионной программы специалисты МКБ ведут опытно-конструкторские работы в таких областях народного хозяйства как ветроэнергетика, сельское хозяйство, легкая промышленность, медицина.