История

     История акционерного общества «Конструкторское бюро машиностроения» берет свое начало в 1882 году, когда на машиностроительном, чугунолитейном и котельном заводе Г.А. Ласснера в Санкт-Петербурге начался серийный выпуск торпед (первоначально – самодвижущиеся мины Уайтхеда). Предприятие выиграло конкурс, объявленный тогда Морским министерством России.
     После революционных событий 1917 года в России произошли коренные изменения как в обществе, так и в экономике государства. Претерпевший ряд изменений завод был переименован в «Завод им. Карла Маркса» и в начале 20-х годов прошлого века приступил к изготовлению серийных торпедных аппаратов.
     В 1926 году для выполнения программы строительства флота руководство предприятия создало «военный отдел» по проектированию торпедных аппаратов для надводных кораблей, катеров и подводных лодок.
     В 1932 году часть территории завода им. Карла Маркса была преобразована в завод № 103 по производству торпедных аппаратов, в который как конструкторское подразделение вошел «военный отдел», а также различные производственные подразделения.
     Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, оборудование и персонал завода эвакуировались в Москву, где был создан завод № 709, который продолжал выпускать продукцию для военно-морского флота страны.
     После войны, в 1946 году конструкторское бюро завода получило название Специальное конструкторское бюро № 709 (СКБ-709), основным направлением деятельности которого оставалось создание новых образцов торпедных аппаратов.
     Постановлением Совета министров СССР № 820 от 18 апреля 1957 года СКБ-709 получило статус самостоятельной организации и стало называться «Конструкторское бюро машиностроения». Эта дата считается официальным днем рождения АО «КБ Маш». Исторически сложились и важнейшие направления деятельности нового предприятия. Ими стали проектирование палубных пусковых установок корабельных ракетных комплексов и переход от стальных конструкций к более легким конструкциям из различных сплавов.
     Становление конструкторского бюро и его дальнейшая успешная деятельность стали возможны благодаря органичному объединению разработчиков и производственников в один коллектив. Значительную роль в истории КБ сыграл его первый руководитель – энергичный и талантливый конструктор, дважды лауреат Государственной премии СССР Николай Константинович Цикунов, который возглавлял его по 1987 год.
     За многие годы работы специалистами конструкторского бюро уже был накоплен большой опыт по созданию торпедных аппаратов различного типа, по расчетно-теоретическому и экспериментальному обеспечению их проектирования (одно-, двух, трех- и четырехтрубные стационарные, поворотные и наводящиеся надводные ТА калибра 40, 45 и 53 см – всего более 80 проектов). В дальнейшем к этому добавились разработки автоматизированных систем предстартовой подготовки торпед, ракето-торпед и ракет, в том числе и для подводных лодок. Кроме этого, разрабатывались автоматизированные системы управления движением кораблей, а также образцы военной техники для береговых ракетных частей и морской авиации ВМФ.
 Важным этапом в развитии предприятия стали работы над созданием палубных установок для противокорабельных, противолодочных и ударных ракетных комплексов («Термит», «Прогресс», «Раструб», «Малахит», «Метель», «Москит», «Уран»).
     Особо следует выделить противокорабельный ракетный комплекс «Москит», работы по различным блокам которого одновременно велись несколькими организациями с 1973 года. КБ машиностроения разработало пусковые установки КТ-152Э и КТ-190МЭ. Их оптимальные массо-габаритные характеристики позволяют оснащать «Москитом» эскадренные миноносцы, легкие ракетные корабли, экранопланы, корабли на воздушной подушке. В 1984 году корабельный вариант с ракетой 3М-80Е и пусковой установкой КТ-190 был принят на вооружение ВМФ. Удачная компоновка ПКР, надежность и простота в обслуживании позволяют комплексу «Москит» до сих пор оставаться, по мнению и российских и зарубежных экспертов, одним из лучших в мире противокорабельных ракетных комплексов.
     Новым направлением деятельности стал береговой подвижный ракетный комплекс «Рубеж», работы над которым начались в 1970 году. Для него была выбрана тактическая противокорабельная ракета П-15М "Термит", являющаяся развитием семейства ракет П-15. Вместо громоздкой пусковой установки как у первых береговых комплексов, конструкторами «КБ Маш» был создан компактный пусковой контейнер КТ-161 с направляющими нулевой длины. Два таких контейнера, а так же кабина с аппаратурой управления и РЛС "Гарпун" были размещены на шасси МАЗ-543. РК "Рубеж" с модернизированной ракетой "Термит-Р" был принят на вооружение ВМФ СССР 22 октября 1978 года и до настоящего времени находится на вооружении, в том числе в семи зарубежных странах.
     Комплексом постановки пассивных помех ПК-10, находящимся на вооружении с 1984 года, оснащены большинство кораблей ВМФ РФ и ряда зарубежных стран. В настоящее время ведутся работы по модернизации ПК-10 и созданию нового комплекса постановки пассивных помех.
     За достижения в области создания вооружения для отечественного Военно-морского флота 12 февраля 1985 года предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.
     Из разработок последних лет особо стоит отметить корабельный ракетный комплекс нового поколения «Уран», принятый на вооружение в 2005 году. Он оснащен самой эффективной в настоящее время ракетой Х-35Э, созданной в корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
     В 2004 году успешно завершены испытания берегового ракетного комплекса (БРК) «Бал», которые подтвердили его соответствие весьма жестким требованиям тактико-технического задания заказчика – Военно-морского флота России. БРК «Бал» представляет собой новое поколение мобильных береговых ракетных комплексов, которые должны заменить комплексы «Рубеж». БРК предназначен для поражения крылатыми ракетами на дальности до 130 км надводных кораблей, катеров, десантных средств как одиночных, так и групповых на подходе к побережью, в проливных зонах, островных и шхерных районах. Один комплекс способен обеспечить защиту побережья протяженность до 400 км.
     Специалисты предприятия активно работали и по конверсионной программе. В 1987-1995 годы «Конструкторское бюро машиностроения» занималось разработкой оборудования для механической обработки теста и изготовления полуфабрикатов из него, передвижных мини-пекарен и мини-цехов по изготовлению мясо-колбасных изделий. Мусоровозные автомобили типа «Фаун» на базе шасси «КамАЗ», в создании которых принимали участие специалисты предприятия, нашли самое широкое применение в коммунальном хозяйстве Москвы и других регионах страны.
     По указу президента РФ № 591 от 9 мая 2004 года предприятие включено в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
     За 50 лет существования в КБМ создано около 120 образцов вооружения. Большинство надводных кораблей ВМФ имеют на борту комплексы вооружения, разработанные в КБМ. Предприятие является головным по проектированию и изготовлению торпедных аппаратов надводных кораблей, катеров, подводных лодок и ведущим предприятием – по палубным установкам корабельных ракетных комплексов в России.